desmonych (desmonych) wrote,
desmonych
desmonych

Categories:

Почему полезно бесполезное?


нарисовал, как бесполезное, но полезное техническое упражнение при подготовке к интенсиву в БВШД

Решил поделиться некоторыми мыслями, и практическими приемами, как справляться с «пустыми» задачами и проектами.
Как заниматься полезным самообучением.

Вне зависимости от того учитесь вы или уже работаете в креативной индустрии, вероятно одним из самых полезных, но совершенно неочевидных навыков в работе с визуальными смыслами — это умение работать с бесполезными задачами и проектами.
Знакомая ситуация, появляется задача, но с самого начала ее формулировка у клиента не находит точных слов, точных образов и конкретных ожидаемых результатов. Звучит странно, но в большинстве, именно эта пустота восприятия возможностей создают плодородную почву для бесполезных усилий. «Нарисуйте такой логотип, запоминающийся, современный, динамичный» — примерно так могут формироваться многие задачи в современном локальном рынке дизайна. Начинается череда «поисков в темноте», нескончаемые встречи, обсуждения вариантов.

Бесполезно? С точки зрения конечной выгоды для бизнеса, несомненно.

Но насколько такие попытки вредны? Влияют на уровень самооценки дизайнера. Убивают желание работать с полной отдачей у студента, не дают мотивов осваивать профессию. Не вдохновляют. Скука, отсутствие стимулов при работе « в стол». Очевидный вред.

Польза? Основная польза конечно нашему главному творческому инструменту, этому сгустку креативных мышц в нашей голове. Казалось бы чем может быть полезна сделанная впустую работа. Давайте посмотрим.

Большинство задач наш мозг привыкает решать в автоматическом режиме, без волевого усилия, ему так удобней расходовать ресурсы, сберегать нужные жизненные приоритеты, поиск идеи, ассоциаций, метафор и форм не сравним с возможностью поразмыслить над самосохранением. Нейронные связи сформировавшись однажды привыкают молниеносно приводить нас к очевидным, общедоступным решениям. Нужен знак про динамичное развитие, нарисуем энергичный росчерк словно взлетающий слева-направо. Изобразить символ любви, нарисуем алое сердце, нужно про родную страну, на помощь приходит «водка, гармонь и лосось» в цветах триколора. Это нормально, мозг не рассматривает обычную, просто сформулированную задачу как вызов, поскольку сама задача не вызывает в нем вовлечения новых нейронных связей, передачи новых логических цепочек.

Дизайн, больше интеллектуальное усилие, чем легкий полет фантазии и вдохновения, хотя у кого как.
Не уверен, что выражусь понятно, но бесполезные задачи, очевидные решения и горы бумаги переведенные на концепты, которые не попали в цель, не напрасны. Надо спокойно воспринимать совершенно скучные проекты, не просто потому как сервильное восприятие профессии, часть профессиональной культуры, но развивая в себе то что в спорте называется «отработкой стандартных положений». Как пробить штрафной удар в футболе. Тут все до автоматизма. Надо уметь настраивать себя на заведомо бесполезную работу. Надо не воспринимать как личную несостоятельность отклоненные идеи и концепции, раскритикованные эскизы или самостоятельно «зарубленные под корень» ростки креативных поисков.
Работа сделанная «в стол», это инвестиция в себя, вы возможно не заметили, но в десятый раз рисуя логотип для футбольного клуба, зациклились на мяче по просьбе клиента, аж в глазах скачет, но идеально научились рисовать все детали в Adobe Illustrator. Набили руку, освоили работу с кривыми, с узлами, с всякими градинтными мещами, другой мелкой, но такой нужной практикой.
А как же знаменитое «поиграться со шрифтами». Это песня. Прямо по списку. Но в сотый раз подбирая шрифту пару вы уже заметно научитесь видеть различия шрифтовых семей, чувствовать характер, время и контекст создаваемый начертанием, узнаете, что лучше читается с экрана, что с дистанции, что дает плотнее набор, а что бесспорно создает в типографике уверенное владение профессиональным эстетическим вкусом. Никакие книги не заменят вам опыта «бесполезной» многочасовой работы над стандартными задачами подбора шрифтов, выбора нужных характеристик, тестирования в печати, при растрировании, при дистанционной экспозиции.

Какие упражнения могут сделать эту работу с «стандартными положениями» более эффективной? Заставляйте мозг работать в непривычных режимах, вне зависимости от задачи.

Первый прием назовем «Желание клиента —загон». Опасный прием. Но нужный. Загоняйтесь. Просят белое, рисуйте черное. Играйте с собой. С собственным воображением. Если ваша задача знак футбольного клуба с обязательным ожидаемым мячом — рисуйте без мяча. Откажитесь от самой очевидной метафоры, футбольный знак без общеизвестного символа. Мозг сразу встрепенется и начнет с удовольствием закидывать вас не такими уж бесполезными образами. Не менее узнаваемыми, кстати. Фигурами спортсменов, разметкой футбольного поля, вербальными образами выраженными леттерингом, шрифтовым написанием с присущим игре драматизмом.

Кстати именно в таком режиме Wolf Ollins делали логотип Олимпиады в Лондоне без привычных атрибутов колец и символов столицы, главное это правильно работает. Важно дать себе ограничение, прежде чем вернетесь к работе над более ожидаемой клиентом концепцией. И мозг прокачали, и энергии много позитивной от серии удачных креативных залпов и меньше банального произвели.

Итак, прием в намеренном отказе от самого очевидного механизма коммуникации. Тренируйте свое воображение, фантазию, нарисуйте серию символов любви без сердечка, символов футбола без мяча, любых символов любой культуры без очевидных штампов и клише. Тренируйте бесполезное, ведь очевидно, что клише работают хорошо. Банальное общедоступно, а значит узнаваемо. Но уметь искать образы вне «затоптанной поляны» даст вам определенное конкурентное преимущество, вы сможете находить крутые ходы там где остальным показалось бесполезным и контрпродуктивным.

Второй прием. «Счастье это...». Вы удивитесь, но мы все ищем счастья, создаем для этого неуловимого состояния и переживания все условия. Счастье двигатель всех наших усилий. Творческих в том числе. А уж как его эксплуатируют в маркетинговых коммуникациях. Простое упражнение, возьмите листок и за десять минут испишите его тем, что делает вас лично счастливым. «Счастье это когда обнимают», «... когда теплая кружка чая», «...хруст снего под ногами», «...аромат любимой», «...рев двигателя и легкая вибрация руля в руках», «...как она идет в душ» и все такое.

Будьте откровенны, фантазируйте, ищите в себе и вы найдете в других. Это упражнение помогает развивать главные мотивационные силы в коммуникации, которые , уверен, нужны в любой области креативной индустрии. Вся сила в счастье. Его желают, к нему стремятся, мечтают, сбивают каблуки в погоне за ним. Счастье — драйвер! Чем больше вы знаете про счастье, тем круче ваш дизайн. Да и просто хорошо снимает стресс, по правде и повышает жизненный тонус, вытаскивая наружу из вас такой позитивный заряд, которому не противостоять ни одному клиенту.

Третий прием. Постоянно рисуйте рожицы. Любые. Просто. Любые физиономии, эмоции, физиогномически извращайтесь. Рисуйте линией, точками, штрихами. Не важно. Главное, даже когда вы в размышлениях или в метро, рисуйте рожицы. Это бесполезно. Но при частой практике, может у вас выработать рефлекторное умение фиксировать визуально нужные эмоции, образы, создавать характерных персонажей.

Так что такие простые приемы могут самую бесполезную работу превратить в хорошую тренировку для творческих способностей, буквально если вы уделите таким занятиям по пятнадцать минут пару раз в неделю, больше и не нужно, хорошая стимуляция может дать мозгу правильное направление для саморегуляции на новое восприятие скучных задач, как нового интересного развлечения и обучения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments