desmonych (desmonych) wrote,
desmonych
desmonych

Categories:

Образование как рубеж

Обучение это всегда определенное достижение поставленной цели. Интересно, что я провел опрос и беседу с студентами Британки, интерактивщиками и понял, что большинство (79-81%) реализовали свою первоначальную задачу на курсе за первый семестр. Я говорил с теми, кто учится уже на втором году обучения и может объективно посмотреть на собственный прогресс и перспективы. Фактически, это выглядит так, что дальше обучаться выбранной специализации не имеет смысла. Те кто хотели научиться делать сайты, сделали первый сайт, нарисовали макеты, разработали прототипы, кто хотел поснимать видео, изучать базовую анимацию или посмотреть как устроены новые медиа, командная работа, творческое мышление, технологии от банального css до модненького и перспективного processing.(все ссылки открываются в новом окне) Получили опыт. Сильнейшим драйвером, конечно является сложность, невыносимый темп, объем и требование. Ребята в восторге от себя, когда оказываются в ситуации организации городского интерактивного мероприятия. Задача проста, пойти в город и сделать полезный проект используя интерактивные взаимодействия, иногда это весело и просто.
Выйти в город и организовать интерактивную штуку. Без бюджета и дополнительных условий, главное с позитивным настроением и фиксированием активности. Люди хотят решать сложную задачу. Люди хотят быть вынуждены решать задачи, которые ставят в тупик.
Практически любой курс сталкивается с проблемой падения интереса и инициативы студентов, это нормально, мы научились преодолевать эти ямы, двигая шкалу прогресса вверх. Студенты разные, есть те кто приходят уже хорошо готовыми, но медленно развивают новые качества, есть те кто постоянно опаздывает, пропускает, наход отговорки и еле вписывается в повороты учебного маршрута. Есть те кто пашут как рабы, как проклятые, успевают заработать денег, оплатить счета, приехать, сделать проект, уехать, не спать, терять все, но обретать удивительную личную силу. Силу достигать. Я видел многих студентов Британки, разные программы, иногда люди просто не развиваются, они шлифуют то что есть, сильный иллюстратор выпускается сильным иллюстратором, который может свою работу описать в маркетинговых терминах, но этого так мало для действительно талантливых людей. Как и в работе, рубеж который мы должны ставить должен вдохновлять своей новизной и устрашать перспективой тяжелой, но яркой работы.

Когда мы говорим о втором годе обучения то уже понимаем, что и прототипы и концепции игр получаются хорошо, но так не вдохновляют, это кажется легко, хотя конечно сама идея игры про блоху и ее мир полный опасностей и поисков теплой кошечки, достаточно оригинален.


Давайте будем честными, не всегда наше образование, как процесс, было областью сильнейшего личного стимула, при том что только российский педагог испытывает социальное пренебрежение и сохраняет традицию жертвования своими ресурсами, временем и личным ради учебного процесса. Очевидно, что жить в атмосфере общественного пренебрежения преподавателю морально сложновато, ведь у нас принято считать, что учат те кто сами ничего не умеют и найти себя в другом не могут.

В моем случае это полностью так, я учу тому, что еще не осуществилось, но вероятно будет, как педагог я на своем месте, среди технологий, концепции и прототипов лучшего будущего. Особенность нашего рынка в том, что очевидные тенденции и приемы в веб-дизайне уже существующие пару лет на западе, наши дизайнеры еще не научились использовать, спорят десятилетиями о резиновости и цвете ссылок, упуская важные технологические тенденции, методики прототипирования и проектирования поведения, фишечки разные с CSS3, такие как иконки проектов сделанные шрифтом, а ведь мы на курсе практиковали практику создания наборного шрифта уже три года, предвидя развитие технологии интеграции в веб качественной и продуманной типографики. Традиция обучения в России это всегда личный подход, каждый педагог становился уникальным маркером притяжения интереса к дисциплине. Каждую неделю я встречаюсь с экспертами нашего рынка, обсуждаю дела и многие светлые головы и крепкие руки получили приглашение стать нашими преподавателями, но не у всех это получится. не всегда хороший профи становится последовательным учителем. Сам я грешен, могу сорваться на студентов и крыть матом некачественный проект, лишь после вспоминая об этике педагога. Но принципиально обозначать объективные с личные принципы. Это важно, без личного, нет честности. Люди достигают высот совместно, максимальное усилие творческого поиска возможно только на взаимной симпатии и общах ценностях, тут академические критерии уже мало помогают, но нужны для определения точных пределов взаимных обязательств. Не бесплатно же все в Британке, но многое проходит вне сметы, бонусом. Это то что никогда нельзя оценить, взаимное уважение и только те кто получают этот бонус знают его истинную цену. Я вижу сколько мои коллеги проводят времени со студентами, не указывая эти часы к оплате, как естественный процесс взаимного творческого поиска. Дизайн про это. Кто сказал, что учитель не учится в процессе учебы студентов, еще как.

Многие учителя в Британке говорят, что и не ожидают такого уровня от результатов студентов в момент выдачи заданий, но никогда не покажут и вида. Надо критиковать, надо направлять иногда пинком. Посмотрите на курсы графического дизайна и визуальных коммуникаций, выпускника можно без собеседования сажать за проект, он знает как сделать хорошую концепцию упаковки или сверстать буклет, разработать стиль. Качественно и в срок. Обучение это рубеж. Рубеж от общедоступного, знакомого, к новому.

Вспомните сколько сил в вас положили некоторые учителя в школе, институте, их единицы, но именно в нашей национальной традиции давать в обучение больше чем заложили в программу чиновники. Весь остальной мир живет по точному следованию планам, вовлекая студентов в дивный мир академически строго регулируемого творчества. Исключением стали несколько шведских программ, отказавшихся от стандартов академического регулирования и оставив студентам право решать как посещать лекции и воркшопы и как организовывать работу по учебным проектам, но как понимаете это работает успешно в обществе с высокой степенью личной ответственности и самостоятельности. Пишу этот текст в свой выходной, находясь на работе, готовя новые учебные программы, выбегаю на встречи с клиентами, партнерами, отвечая на сообщения, консультируя студентов и счастлив, что промахиваясь по клавишам, могу рассказать о дизайне учебной программы нашего интерактивного курса — interactopus.

Сейчас период планирования новых этапов и мне и команде важно добиться всего, хотя и неудачи бывают полезны и разногласия. Мы запустили в этом году оригинальную фишку, часть программы у ребят, теперь читается на английском. Конечно сложно. Но если ты не можешь научиться использовать второй иностранный язык, тебе будет крайне сложно в интерактивных коммуникациях быть максимально успешным. Digital индустрия все состоит из новинок. Кто первый сделал, выложил в сеть, за тем и первенство, влияние, расширение возможностей применения и конечно внимание рынка, зачастую легко монетизируемое. Критерии качества? Долго описывать, можно просто линками и вашим личным анализом качества работ и дюжина других. Сегодня важна оперативность, скорость реакции на новое. Точность в следовании за новыми цифровыми разработками, при том что задачи остаются, но методы их реализации изменились. Реклама в привычном формате уже мутировала и умерла. Телевизионные рекламные ролики перед роликом в YouTube, это как старая радио-реклама на первых телевизорах, хорошо, но лишь как пример инерционного мышления. Люди прокликивают, пролистывают и переключают рекламные блоки. Работает только вовлечение, доверительное и взамоуважительное. Это и настроение и тон обращения и контекст. Следить за этой моментальной эволюцией лучше в реальном времени, уча и развивая второй язык, иначе сложно объективно влиять на процесс, изучать и правильно понимать новое. Технологии, софт, методики. И все это в оригинале описывается английским языком, терминами и понятиями. Любой отечественный блог публикует статьи о новинках, как перевод вышедшей месяц назад статьи американского, бразильского, индийского или сербского креативного технолога. За месяц в нашем бизнесе можно выпустить свой проект, а наши только начинают его читать, тестировать, применять. Дизайнера научить легко, надо дать ему почувствовать восторг, удивление новому. Драйв находки. Но повышать дозы этого наркотика, этого допинга надо еще уметь, тут помогает педагогика в ее классическом виде. Постепенно и последовательно.

проектик с кириллицей специально сделанной под проект

Восторги конечно сомнительный критерий, но когда после одного воркшопа студентка придумывает и делает кастомный шрифт на сайт, пусть кривенький, но свой, я ребята горд. Сделать шрифт специально под сайт это друзья здорово и правильно.

Понятно, что просто промо-сайт это только часть общего багажа учебы, пусть и повторяя практику на втором году обучения, но уже внимательней к UX и стратегии вовлечения через SM. Логично, экономически оправданно было бы завершить обучение за полгода. Но тут важен рубеж. Важно личное ощущение роста и самостоятельного развития, тебя не тянут за шкирку учиться, но ставят следующую задачу, теперь конкретную, точную, реальную. Мы берем международные брифы от ведущих брендов (Nissan, Ted Baker, Yamaha, Lipton, Bacardy и еще дюжина) это совершенно разные задачи от интегрированных кампаний до решений в digital. Это калька с профессиональных брифов и поверьте моему опыту, эти брифы достойны серьезной работы, но их дают студентам международных дизайн институций. Оценивает международное жюри. Многим коллегам возможно будет неприятно, но я считаю, что когда учитель сам оценивает работы студентов, он словно оценивает свою работу и всегда склонен к завышению, так что конкурсные результаты достаточно отрезвляющие. не могу говорить за всю Британку, критерии оценки работ значительно отличаются в различных программах, как и методики. Для Британского Высшего (это основной профиль школы) критерии международные, четко прописанные, для вечерних курсов дополнительного образования это локальные критерии выработанные профессиональным составом практикующих преподавателей. Британские методы и система работают отлично. Ежедневно молодые ребята увлеченно работают, фиксируют на бумаге каждую мысль, идею и впечатление, сидят в библиотеке, смотрят и сравнивают, развивают проекты. Это такой рельсовый подход, который любого приведет к хорошему результату. Другой вопрос, что то что британцу хорошо, русскому может и не хватить для амбиций завистливого и похотливого сердца. Нам подавай больше. нас манит запах борьбы, соперничества и блеска глаз.
Мне посчастливилось общаться с большинством кураторов (в Британке и раньше я общался с многими зарубежными лидерами образования на профильных семинарах) и подходы к выработке качественных стимуляторов студенческого роста и развития у многих отличаются, но сходятся в прицеле на наш родной рынок. С другой стороны я никогда не находил расхождений с коллегами кураторами Ильей Рудерманом и Виктором Меламедом. С учетом моей вовлеченности в британские образовательные программы на трех курсах, тема формирования системы стимуляции и объективных критериев для меня часть личного интереса. (Мне повезло быть одним из немногих педагогов дизайна по профессии в Британке, имея опыт изучения и анализа программ высшего образования в мире и видеть буквально вспыхнувшую революцию образования в мире, видеть тенденции и предсказывать развитие мне легко)
Систему формируют люди, они ее трансформируют, дайте единые правила людям и каждый будет эти правила трактовать, интерпретировать по своему видению решаемой задачи. Вот как вы сформулируете для себя некоторый стандарт качества работы дизайнера? Что это, сроки, качество исполнения и новаторские идеи как сумма, или еще здесь аналитический ум, предпринимательская находчивость, фантазия и любознательность не исключающие холодный маркетинговый замысел. Каждый преподаватель это грань, это часть алмазного наконечника стрелы, которая пробивает любое сопротивление. Образование это стрела, это цель, это желание знать и уметь, это точность и скорость доставки нужной информации и острие соприкосновения с жизнью. Учить сложно, учиться легко. Вот мы все учимся. Бывает я по паре часов обсуждаю программу с Антоном Ярусовым, мы с разных позиций целимся в одну задачу и даем студентам радикально разные точки работы дизайнера с идеей и концепцией. Антон лучший в практике разработки рациональных решений, продуманных и точных. Мне повезло с опытом эмоциональных коммуникационных стратегий, когда нет рациональных преимуществ, а есть задача увлекать, развлекать и знакомить самым доступным путем. Сумма здесь всегда больше отдельных частей, студент решает, что будет лучше работать в его случае.

Конкурс это лишь рубеж. Но важный рубеж преодоления международной конкуренции, среди равных. Это как студенты подростки из британских институтов с еще достаточно инфантильным взглядом на творческую профессию, студенты дипломники самых престижных лондонских колледжей с амбициями и обязательствами поддерживать статус учебного курса, так и студенты модного Hyper island, большинство из которых действующие профессиональные дизайнеры на курсах переподготовки и совершенствования навыков. Это честное дизайн-побоище. Думаете студенты Miami Ad School и десятка филиалов не стараются показать максимум креативных способностей в конкурсе? Они очень стараются, поскольку это официальная часть программы обучения на втором семестре. Так вот побороться за почетное место среди номинантов, это не про призовые, не про титулы, а про простое человеческое ощущение достоинства от хорошо выполненной работы, которую оценили среди людей с равными возможностями. Это честно и это лишь рубеж. Студент, как и действующий профессионал должен чувствовать этот рубеж, ступеньку. не обязательно конкурс, но работу выполненную на максимуме концентрации.

Думаете это просто, делать конкурсный бриф? Это как с профессиональным тендером, который при честных условиях является конкурсом решений и тут самые очевидные идеи будут у большинства, а те кто пойдут дальше круга идей первого уровня, получают массу трудностей оценки, анализа и отбора идеи и их реализации. Единицам сложней думать вне формата общепринятого и здесь и студент в конкурсе и профи в тендере учатся общим приемам. Как играть по правилам, но все видимого всем поля. Студенты получают в большинстве очень полезный урок. Но планка намеренно ставится высоко и требует от них полного вовлечения в процесс. Так вот именно здесь и возникает их трансформация. Успех и неудача равно полезны.

результаты конкурсного брифа по фотографии / GD&I студенты
результаты по рекламному брифу
победа в категории интегрированных коммуникаций в очень серьезной конкурентной среде

Допинг успеха окрыляет и стимулирует, неудача давит очевидными выводами. Русский человек любит борьбу, любит малодостижимое и высокое. Именно завершив полугодие участием в конкурсе, оценив результаты ты можешь сделать выводы о собственном уровне. Но мы на курсе интерактива пошли дальше, сознательно продвигая своих студентов в индустрию. мы организовали закрытое мероприятие, на которое созываем креативных директоров и влиятельных директоров агентств, которым студенты имеют возможность лично показать свое портфолио, рассказать о опыте и навыках, познакомиться. Это отлично работает. Это шоу одного человека, это презентация индивидуальности при полном внимании тех кто заинтересован в классных новых кадрах. С педагогической и экономической точек зрения это конечно ошибка. Успешный кандидат получает предложение начать или изменить карьеру, статус и перспективу, в которую уже может не попадать обучение на курсе в БВШД.

Некоторые уходят, доказав себе свое, главное. Испытав драйв, который они потом будут искать в агентствах и студиях, возможно найдут и счастливо будут реализовывать себя. Большинство же двинутся дальше. Проблема второго года обучения, или рубежа повышения амбиций и профессионального развития для Британки достаточно очевидна. Многие студенты не чувствуют, что программа стимулирует их дальше в эмоциональном и мотивируют в рациональном плане, но вынуждены тянуть лямку обучения ради официального диплома, преодолевая скуку и безразличие. Опросы показывают самое сильное впечатление возникает на первой четверти обучения, когда все занятия и упражнения настолько свежи и вызывают возбуждение. Мы научились ставить задачи интерактивщикам-interactopusam так чтобы стимул был этапным. Сайты учебные делают на лету, легкие и простые, интегрируют социальные медиа, но не в этом дело. Важна новизна практической задачи, сложность, ее возможность давить на нерв, вдохновлять. Сайт для сериала? Фанатское промо? На втором году это не такие сложные задачи, но это основа профессии и коммерческой успешности. Что вдохновит искать новое, развиваться вертикально, стимулировать интерес? Я себя спрашиваю ежедневно. Стараюсь слышать голоса коллег, ежедневно у меня часа по два встречи с потенциальными клиентами, партнерами, экспертами, которые засыпают нас новыми задачами, интересными перспективами. Итак для дизайнера важно чтобы задача ставила ему планку преодоления вдохновляла, развивала в процессе работы. На втором году обучения мы уже ставим задачи сделать проект в Лондоне. Организовать, разработать, развить качества командной работы на новом уровне, сделать проект по projection mapping, организовать масштабное событие, свой формат, с оригинальным стилем, интерактивным продвижением, и собрать целевую аудиторию. Это не просто выставка или фестиваль, это должен быть уникальный интересный формат контакта с целевой аудиторией. Это не концепт, а реальная активность. Да собственно проектов может быть несколько, организовать и запустить собственную студию и получить первого клиента для нее, или убедить одно из желанных мест в мире взять тебя на практику. Почему нет?
Британке давно пора повышать рубежи и собственные задачи. Надо перестать самоудовлетворяться радостью от классных интерьеров и новеньких компьютеров. надо ставить себе недостижимо прекрасные задачи, высокие и яркие проекты, вовлекать энергию студентов, творческую силу преподавателей. мы еще сами не знаем чего мы можем достичь, имея уникальный сплав экспертиз, опыта и культуры. Британцы помогают нам в систематизации творческого обучения, но школа существует на этом забытом духе русского сопротивления реальности, противопоставлении творческого человека себя и пространства вокруг. Школа стала территорией очень важной личной идеи для многих русских (в обобщенном культурном смысле) которые не хотят признавать за собой права на границы, права чвствовать себя погруженным в локальное и мрачноватое будущее, это право талантливого человека создавать свою Россию в своем масштабе, культурную, умную, внимательную, гостеприимную и красивую. В Британке мы начинаем с себя, мы ставим задачи быть здесь и побеждать везде гда ля нас возникают возможности, создавать их. Это сложно, но это лишь рубеж. Мы сделаем следующий шаг, мы придумаем новые учебные модули, программы, курсы, интенсивы. Британка стала Мы сформулируем себе эти недостижимые цели и мы или их достигнем, или счастливо разорвем жилы в труде, часах, вечерах, сотнях файлов и концепций. Но нам суждено быть счастливыми, ведь рубежи русским не давались легко.
Британка вошла в новый этап своего развития. Стратегия на качественное образование достигнута. Она успешна и мне особенно приятно осознавать, что и конкуренция была не такой острой, и цена вопроса всего лет пять жизни многих из преподавателей. Следующие шаги потребуют более широкого взгляда на перспективу, на создание новых рубежей, новой мечты для нас всех. Что это будет? Дистанционные курсы? Новые учебные программы? Новые краткосрочные курсы для иностранцев, которые обязательно приедут учиться, они уже едут? Интенсивы? Программы сотрудничества и обмена? Открытие студии при школе где выпускники будут практиковать дизайн за деньги, но по стандартам Британки? Курсы креативного маркетинга? Курсы projection mapping? Да что угодно. Главное знать, хотеть и иметь время. Сейчас 22.00 моего выходного, но я знаю, что сегодня я на маленький шаг ближе к новому рубежу интерактивного курса. Остальное завтра. Теперь домой к жене и дочке. Я так их люблю и это здорово любить много.
Не перечитывал. Знаю много опечаток, это ужасно. Но надо спешить все успеть. За день сформировал задачу на курс, сделать интерактивную инсталляцию в Лондоне, еще один шаг. Студентов прет.
Tags: бвшд interactopus
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments