desmonych (desmonych) wrote,
desmonych
desmonych

Categories:

Ландшафт образования изменился. Болота и горы.

Ландшафт современного профессионального образования настолько изменился, что эти новые вершины трудно не замечать. Люди не будут учиться за диплом об образовании. Как этого еще не понимают многие университеты, школы и подвальные курсы повышения квалификации. Вероятно, совсем скоро обучение станет очень целенаправленным и эфективным, или останется в старой затянутой во времени череде обучения профессиям прошлого.

Screen Shot 2013-11-19 at 4.12.22 PM


Приходя надо студенту давать анкету, в которой он ответит на какую профессию планирует ориентироваться, исходя из этого его обучение и выстраивает цепочку нужных предметов, как обязательных, так и вспомогательных. Эта система определит взаимные обязательства, стоимость и продолжительность обучения. Программа будет обсуждаться между академическим советом инструкторов и профессионалов, чтобы вырабатывать единые стандарты критериев оценки и междисциплинарыные связи, с учетом стратегии развития индустрии на период обучения.

IMG_0381_500

Сегодня опыт в цифровых медиа распространяется стремительно. Представьте, что есть опытный эксперт по технологии, который самостоятельно верстал сайты пять лет назад, а теперь его опыт просто прошедшая технологическая эра. YouTube всего восемь лет, но уже это маленькое окошко в мир распространяет массу полезной для самообучения информации, а сколько бесполезной. Сегодня профессионалу может быть двадцать лет, онможет пять лет иметь опыт кодинга, работы с разными технологиями. У него надо поучиться, хоть он и делает ошибки в письменном и устном родном языке, но вот языки программирования освоил.

Выросло поколение самоучек. Тех, кто заново открывали журналистику в интернет, дизайн в интернет, бизнес в интернет, не опираясь на свои дипломы биологов, социологов и специалистов железнодорожных путей сообщения. Поколение тех, кто сам создавал свою профессию не по стандартам образования, а по жизненной потребности. Реальная жизнь и должна стать такой учебной программой, но не консервируясь под стеклом купола школы, а растворяя школу в живом процессе. Сегодня образование в России, да и в мире, это очаги личностных инициатив, новых учебных проектов-экспериментов, среди людей которые работают «стандартно».



IMG_4623

Мне повезло, я хорошо изучал педагогику в творческих профессиях и у нас и у них. Там тоже не все хорошо с образованием, но там есть более прозрачная жизненная перспектива, которая делает обучение привычным залогом некоторых гарантий, минимальных правда.

Затем я работал и делал маленькую стремительную карьеру в брендинге и развивал собственные педагогические методы, в основном синтезируя разные подходы из западных школ и отечественных профессиональных сообществ. У меня на глазах Британка из частного проекта превратилась в лидера творческого образования. Причины роста? Потребности рынка. Рынок кадров с высокой подготовкой спецов просто корчился от голода. Я в 2008, провел опрос у 45 выпускников Британки с отличными результатами обучения, у всех зарплаты были выше на 25-35% чем средние по рынку, на стартовой позиции «дизайнер», а около половины ребят уже становились на позиции выше среднего звена, становились арт-директорами. Провел опрос в 2011 году, показатели только выросли, причем даже у «троечников». Но Британке повезло с отсутствием действительно сильной конкуренцией, ставка на качество обучения, на ее внешние атрибуты себя оправдала. Сегодня Школа избрала путь развития в ширину, этап осознанный и рациональный. Обеспечивать и качество и массовое обучение пока не удавалось никому в педагогике, но шанс есть. Шанс это методика, но тут и возникает разница мнений. Методика это система, а систему характеризует умение пластично реагировать на изменения внешней среды, на контекст рынка, индустрии и потребности людей в новом образовательном опыте.

IMG_2925

Например, в реальной жизни дизайнер может проработать десять лет в студии и никогда не увидеть «живого» клиента, вся информация к нему поступает от начальника, от менеджера, что в эволючионном процессе приводит к сильной зависимости от промежуточных звеньев и не дает ему стать полноценным, ответственным арт-директором, дизайн-предпринимателем. Учебная программа должна в своей стратегии учитывать этот будущий «потенциальный опыт на вырост», возможность обучения в работе с реальными людьми, реальными клиентами.

Эта вертикальная мобильность образования является ключевой тенденцией современного обучения, как и формирование учебной экосистемы, где каждый участнык обучает своего соседа и обучается у всех кто рядом. В самом начале обучения студент должен знать, что он самостоятельно хочет стать проектировщиком приложений, руководителем группы разработчиков или аниматором видео-контента. Эти специализации определят объем учебной нагрузки обязательной к реализации за недели или годы обучения. Это дает конкретную цель (5 проектов, 12 лекций, 22 семинара и 4 презентации работ) после которой можно говорить о перспективе быть опытным и готовым к работе. Надо моделировать реальный опыт и работы в офисе и удаленной работы, надо уметь разрабатывать несколько концептов, учиться считаться с недостатком времени и ресурсов, самостоятельно наполнять знаниями свой багаж за короткое время, а не оплачивать пространные лекции на месяц, о том, что узнаешь через YouTube за три вечера самостоятельного учения.

PC040033

БВШД сегодня как и большинство институций страны, образовательных, передовых — должны осознать, что развитие учебной методики не может теперь операться даже на самые лучшие зарубежные аналоги, а формировать свой опережающий время интеграционный процесс и ремесла традиционного, изученного и работать над исследованиями новых форм обучения, развития активного обучения, интенсивных курсов новой структуры.

Экспертиза школ должна приходить в офисы и рабочие места профессионалов и внедряться там, проверяться там, уносить с собой опыт проектирования дизайна, закаливать там сплавы из студенческой смелости и динамизма с статичными, инертными профессиональными приемами, которые помогают развитию творческой предприимчивости. Надо понимать, что учебный опыт, это не игры, а конкретный процесс разработки новых идеи и принципов работы команд, коллективов, а это значит, что привычные практики обучения через теорию, многочасовые лекции будут терять актуальность, с приходом активного деятельного опыта обучения через конкретику решения задачи.

Преимущество обучения состоит в том, что оно моделирует будущее профессии, ее возможное развитие, когда есть условия для инициативы, эксперимента и «момент истины». Система образования сегодня устарела уже утром. Нужны новые методики, приему и возможности интеграции школ в повседневную профессиональную творческую жизнь.

Не перечитывал. Не правил. Ошибок и опечаток шквал. Бегу на занятия.

Фотографии: из архива студентов Британки

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments