?

Log in

No account? Create an account
Дмитрий Карпов

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

November 19th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
04:18 pm - Ландшафт образования изменился. Болота и горы.
Ландшафт современного профессионального образования настолько изменился, что эти новые вершины трудно не замечать. Люди не будут учиться за диплом об образовании. Как этого еще не понимают многие университеты, школы и подвальные курсы повышения квалификации. Вероятно, совсем скоро обучение станет очень целенаправленным и эфективным, или останется в старой затянутой во времени череде обучения профессиям прошлого.

Screen Shot 2013-11-19 at 4.12.22 PM


Приходя надо студенту давать анкету, в которой он ответит на какую профессию планирует ориентироваться, исходя из этого его обучение и выстраивает цепочку нужных предметов, как обязательных, так и вспомогательных. Эта система определит взаимные обязательства, стоимость и продолжительность обучения. Программа будет обсуждаться между академическим советом инструкторов и профессионалов, чтобы вырабатывать единые стандарты критериев оценки и междисциплинарыные связи, с учетом стратегии развития индустрии на период обучения.

IMG_0381_500

Сегодня опыт в цифровых медиа распространяется стремительно. Представьте, что есть опытный эксперт по технологии, который самостоятельно верстал сайты пять лет назад, а теперь его опыт просто прошедшая технологическая эра. YouTube всего восемь лет, но уже это маленькое окошко в мир распространяет массу полезной для самообучения информации, а сколько бесполезной. Сегодня профессионалу может быть двадцать лет, онможет пять лет иметь опыт кодинга, работы с разными технологиями. У него надо поучиться, хоть он и делает ошибки в письменном и устном родном языке, но вот языки программирования освоил.

Выросло поколение самоучек. Тех, кто заново открывали журналистику в интернет, дизайн в интернет, бизнес в интернет, не опираясь на свои дипломы биологов, социологов и специалистов железнодорожных путей сообщения. Поколение тех, кто сам создавал свою профессию не по стандартам образования, а по жизненной потребности. Реальная жизнь и должна стать такой учебной программой, но не консервируясь под стеклом купола школы, а растворяя школу в живом процессе. Сегодня образование в России, да и в мире, это очаги личностных инициатив, новых учебных проектов-экспериментов, среди людей которые работают «стандартно».



IMG_4623

Мне повезло, я хорошо изучал педагогику в творческих профессиях и у нас и у них. Там тоже не все хорошо с образованием, но там есть более прозрачная жизненная перспектива, которая делает обучение привычным залогом некоторых гарантий, минимальных правда.

Затем я работал и делал маленькую стремительную карьеру в брендинге и развивал собственные педагогические методы, в основном синтезируя разные подходы из западных школ и отечественных профессиональных сообществ. У меня на глазах Британка из частного проекта превратилась в лидера творческого образования. Причины роста? Потребности рынка. Рынок кадров с высокой подготовкой спецов просто корчился от голода. Я в 2008, провел опрос у 45 выпускников Британки с отличными результатами обучения, у всех зарплаты были выше на 25-35% чем средние по рынку, на стартовой позиции «дизайнер», а около половины ребят уже становились на позиции выше среднего звена, становились арт-директорами. Провел опрос в 2011 году, показатели только выросли, причем даже у «троечников». Но Британке повезло с отсутствием действительно сильной конкуренцией, ставка на качество обучения, на ее внешние атрибуты себя оправдала. Сегодня Школа избрала путь развития в ширину, этап осознанный и рациональный. Обеспечивать и качество и массовое обучение пока не удавалось никому в педагогике, но шанс есть. Шанс это методика, но тут и возникает разница мнений. Методика это система, а систему характеризует умение пластично реагировать на изменения внешней среды, на контекст рынка, индустрии и потребности людей в новом образовательном опыте.

IMG_2925

Например, в реальной жизни дизайнер может проработать десять лет в студии и никогда не увидеть «живого» клиента, вся информация к нему поступает от начальника, от менеджера, что в эволючионном процессе приводит к сильной зависимости от промежуточных звеньев и не дает ему стать полноценным, ответственным арт-директором, дизайн-предпринимателем. Учебная программа должна в своей стратегии учитывать этот будущий «потенциальный опыт на вырост», возможность обучения в работе с реальными людьми, реальными клиентами.

Эта вертикальная мобильность образования является ключевой тенденцией современного обучения, как и формирование учебной экосистемы, где каждый участнык обучает своего соседа и обучается у всех кто рядом. В самом начале обучения студент должен знать, что он самостоятельно хочет стать проектировщиком приложений, руководителем группы разработчиков или аниматором видео-контента. Эти специализации определят объем учебной нагрузки обязательной к реализации за недели или годы обучения. Это дает конкретную цель (5 проектов, 12 лекций, 22 семинара и 4 презентации работ) после которой можно говорить о перспективе быть опытным и готовым к работе. Надо моделировать реальный опыт и работы в офисе и удаленной работы, надо уметь разрабатывать несколько концептов, учиться считаться с недостатком времени и ресурсов, самостоятельно наполнять знаниями свой багаж за короткое время, а не оплачивать пространные лекции на месяц, о том, что узнаешь через YouTube за три вечера самостоятельного учения.

PC040033

БВШД сегодня как и большинство институций страны, образовательных, передовых — должны осознать, что развитие учебной методики не может теперь операться даже на самые лучшие зарубежные аналоги, а формировать свой опережающий время интеграционный процесс и ремесла традиционного, изученного и работать над исследованиями новых форм обучения, развития активного обучения, интенсивных курсов новой структуры.

Экспертиза школ должна приходить в офисы и рабочие места профессионалов и внедряться там, проверяться там, уносить с собой опыт проектирования дизайна, закаливать там сплавы из студенческой смелости и динамизма с статичными, инертными профессиональными приемами, которые помогают развитию творческой предприимчивости. Надо понимать, что учебный опыт, это не игры, а конкретный процесс разработки новых идеи и принципов работы команд, коллективов, а это значит, что привычные практики обучения через теорию, многочасовые лекции будут терять актуальность, с приходом активного деятельного опыта обучения через конкретику решения задачи.

Преимущество обучения состоит в том, что оно моделирует будущее профессии, ее возможное развитие, когда есть условия для инициативы, эксперимента и «момент истины». Система образования сегодня устарела уже утром. Нужны новые методики, приему и возможности интеграции школ в повседневную профессиональную творческую жизнь.

Не перечитывал. Не правил. Ошибок и опечаток шквал. Бегу на занятия.

Фотографии: из архива студентов Британки


(2 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:blutrot_sonntag
Date:November 19th, 2013 03:39 pm (UTC)
(Link)
Очень хорошо
[User Picture]
From:woodmen
Date:November 19th, 2013 08:24 pm (UTC)
(Link)
несколько односторонне. к счастью, в мире есть и другие профессии, а не только дизайнеры, рекламщики и прочие модные профессии.

> Go to Top
LiveJournal.com