face

10 лет падаем вверх

бвшд

Британочке 10 лет, за это время в стране появилась дюжина образовательных проектов. Разных, заметных. Некоторые загасли, или не смогли выйти из тени именитых конкурентов. Британка очень старалась падать вверх. Школу критиковали, обсуждали уровень, цены, критерии, выпускников, учителей и учебную базу. В результате мы там, где мы есть. Можем, спокойно посмотреть вокруг и увидеть результаты работы.
Появились новые институты. Стрелка, например. Появился проект Сколково. Собственно, чтобы понимать тенденции в мировом образовании и возникновении учебных программ по новым профессиям, надо смотреть внимательно вокруг. Первоклассники этого года будут совершенно в новых условиях поступать в институты, будут мечтать о работе в областях, которые мы сегодня и представить не можем.

Давайте посмотрим на десять лет назад и увидим какие учебные программы и университеты возникли в мире и развивались. Специалисты по компьютерным играм, выглядят как работа мечты для ребенка. Некоторые я не могу перевести на русский без потери оригинального смысла. Журналистика в социальных медиа. Дизайн игровых миров. Психология медиа пространства. Цифровые Голограммы. Изучение научных фактов и вымыслов. Звук в вебе. Воображение в технологиях и другие удивительные, интересные курсы. Тенденция в дистанционном образовании и онлайновых тренингах. плюс бесплатные, открытые курсы, как например https://www.coursera.org/course/hci
Интересные курсы, которые стартовали за последние 10-20 лет.

Technology and Imagination — MIT
Social Media & Virtual Communities — Emory Univerisity Goizueta Business School
The Beauty and Joy of Computing — University of California, Berkeley
Level Design & Development for Video Games — University of Southern California
Making Digital Holograms — University of New South Wales
Media & Social Psychology — Fielding Graduate University
Data Journalism and Investigative Reporting — NY University
Digital Data Strategist — Hyper Island
Technology Entrepreneurship — Carnegie Mellon University
Science Facts & Science Fictions — Harvard University
Audio for the Web — NY University

Сам я понимаю, что курс интерактивного дизайна в БВШД становится уже целой кафедрой, в которой самостоятельно могут существовать несколько учебных курсов, краткосрочных интенсивов, современных методик. Состав инструкторов постоянно расширяется, программа при всей сложности позволила создавать целое поколение выпускников, которые заполнили собой все кадровые пустоты в компаниях лидерах. Амбиций хватало всегда. Работать очень интересно, все меняется так быстро и так много нового. Шагнем и снова упадем вверх. Снова будет критика, снова будут сравнения. Но знаете что? Мы будем заниматься своим делом, а там посмотрим. В любом случае, еще за десять лет до того, как слово «стартап» стало общеупотребительным, БВШД совершила возможно самый заметный шаг в области отечественного образования, являясь частной инициативой и местом притяжения возможно самых интересных и амбициозных профессионалов. Все остальные успехи были позже. Сначала был первый шаг, в пустоту, чтобы падать вверх.
face

R&D для дизайнера или как найти и сделать


Месяц назад читал лекцию на площадке дизайн-завода Флакон. Мне интересно поделиться соображениями о важности исследований и анализе информации на начальном этапе работы над концепцией дизайна и влиянии этих данных на разработку проекта. В профессиональной среде этот процесс кратко именуют R&D. Вероятно, самый слабый этап современной работы дизайнера именно в анализе контекста собственного проекта, как он связан с конкурентными продуктами, с чем связан смысловыми связями, какие материалы выгодны, что уже существует на рынке и в сознании потребителя, что ожидают, что знают и как находят. Это исклуючительно ментальное упражнение, с записями возникающих идей, первыми эскизами, стройными связями смыслов между образами, материалами и технологиями. Тему я все больше развиваю, преподавая в Британке, там это часть методологии, но любой теоретический прием должен быть практичным и встроенным в реальный процесс, это достаточно интересная задача. Так работают многие западные команды разработчиков, это универсальные принципы построения проектной работы в которой всегда есть место вдохновению.
face

Дизайн как борьба / Слайды презентации с семинара


2 марта был в Екатеринбурге. Провел один из лучших своих семинаров, интересно что в аудитории было около трети участников, которые не дизайнеры, но занимаются управлением и творческим бизнесом. Многих интересовало поведение, планирование и тактика конкурентной борьбы. Дизайнеры это самый сложный народ (сложнее только артисты театра и балета) Креативная злость у них самая отвратительная, но эти силы могут работать на результат. Творческими личностями не надо управлять, надо их душевные силы направить в нужное вам русло и все будет работать. Было много вопросов, отличная отдача, много обсуждений, практических советов. Конечно, многое осталось за кадром, больше всего понравилось обсуждать психологию отношений с клиентом и командное управление. Простенькие упражнения, разные примеры.
face

R&D для дизайнеров

Screen shot 2013-03-21 at 9.26.12 PM
http://springdesign.org
30 марта, вечером, в 19.00 читаю любимый всеми дизайнерами семинар про захватывающий процесс исследований, анализа и отбора материала для эффективной разработки и разумного дизайна :) приходите, если я буду, если попаду, то и вам будет интересно. Часть моей масштабной лекции по организации и стимуляции вдохновения и последовательной разработке продукта для рынка, но с крыльями за спиной. Это будет третья моя лекция в этот день, разогреюсь.
face

Пишите вопросы

Завтра буду записывать новую 20ти минуную лекцию специально для читателей блога. Какие темы вам полезно было бы услышать?
Еще буду выкладывать фрагменты лекций по исследованию и разработке в процессе дизайна (R&D) и может еще что, если хватит времени. Завершился серьезный учебный этап, который меня полностью подчинил себе в эти три месяца. Теперь период оценки полученного опыта. Очень талантливые студенты с хорошим опытом. Интересно совместно работать. Есть и сложности. Хочу извиниться за качество звука в лекциях, честно я не сильно заморачиваюсь на этот счет, не люблю микрофоны, на встречах и семинарах не до качества, там живая аудитория, а перед компом каст сложно писать с серьезным выражением лица. Вот представьте, сидит лысый дядька и общается с монитором :) рассказывает ему как там все в дизайне разумно и загадочно.
face

Рано или поздно

ребята

Рано или поздно замечаешь, что в одной дизайнерской компании работает трое дизайнеров, которых ты обучал, делил с ними радость находок, удовольствие от творческой победы, обсуждениях проектов и победах над задачами. Они с разных учебных курсов, некоторые закончили Британку, а некоторые ее еще грызут. Приятно, конечно и есть над чем и куда.
face

Неделя

Неделя пройдет как один день. Дедлайн на дедлайне. Будет весело. Часто пишу тексты с мобильника, не прочитать, не исправить. Да и ошибаюсь часто. Но главное это скорость. Пишу в метро, в дороге, это просто фиксация мыслей. Потом публикую здесь. Всегда удивлялся блогерам, как успевают столько постить. Эта неделя выдалась очень интенсивной.

не впечатлен :)

Иногда несколько дней определяет каким будет год, какими будут проекты и результаты, какие люди будут вокруг. На многое посмотрел по новому. Мне интересно работать. Придумываю себе дело, задачу и стараюсь организовать процесс. Это в основном обучение. Это такой творческий процесс. Вот посыпался план, а надо его удержать новыми решениями, идеями, усилиями. Так проходит год, второй, третий. Да у меня год за три по плотности событий и впечатлений. Но эта неделя особенная. Десяток проектов. Дюжина зантий по практике. Воркшоп с австрийскими студентами. Воркшоп по интерактивным играм. Отправка клиентам предложений. Согласование деталей по маленькому проекту в Лондоне. Встречи с партнерами по будущим проектам. Коммерческий семинар в Екатеринбурге. Можно с определенностью говорить, что результаты этого года для меня и коллег особенные, это фактически реализация плана и желаний, которые мы сформулировали несколько лет назад.
Развитие программы профессионального образования дизайнеров на новом уровне. Это больше о психологии и определенных стандартах культуры креативного труда. Это трудно объяснить людям, которые привыкли, что можно просто украсть западное решение и адаптировать его на локальном рынке. Но часто сталкиваешься с тем, что придумав надо сразу делать, фиксировать, добиваться результата раньше остальных. Скорость стала принципиальной. Это не понять тем, кто работает по графику, кто обедает по расписанию, кто планирует отпуск за полгода. Настоящего дизайнера накрывает проектами. Чем ты успешней, тем больше людей и проектов вокруг тебя и тем меньше времени. Успех это относительное, это когда другие люди хотят с тобой совместное дело иметь, а иногда и делить прибыли, постель и юридически закреплять доли в проектах. Дизайнеру важен драйв, энергия жизни, ее бег. Это когда умное решение и эсть цель, когда понимание задачи и есть стратегия, когда очевидное решение находится в интенсивном подборе ключей из разных областей деятельности человека. Когда дизайнер это и технолог и художник и предприниматель и еще много «и». Когда дизайнер начинает понимать, как мыслит арт-директор, как действует, как мыслит клиент, как мыслит креативный директор, но главное как мыслит и действует потребитель, пользователь, человек с рублем. Как они все обмениваются мнениями, идеями и концепциями. Эта неделя показала нам, что проектов может быть больше чем сил и времени, но желание получать результат всегда компенсирует это. Не могу сказать, что доволен. но удовлетворен затреченными силами. Все может пойти не так. Может заглючить проект, перестать работать код, от одной лишней точки, может клиент отказаться, оператор заболеть, ноутбук упасть. Главное быть готовым начать неделю с улыбкой, энергией и новыми планами. Теперь следующая неделя.
face

Неподражаемо поражать

тестовая иллюстрация для клиента, поиск эстетики

До того как переквалифицироваться в творческую индустрию я был инструктором по боевой подготовке. Дизайн отлично изучать на примере функциональности оружия, военной тактики и стратегии. Здесь цена всему самая высокая. Принципиально тренировать оперативность реакции на изменения условий вокруг. Все просто упустил шанс, проиграл по полной, лежишь и истекаешь кровью :) Процесс дизайна во многом метафорически и не только похож на военные действия. Задача, план, стратегия, работа, изменения условий от атаки к обороне и результат, опыт, потери, анализ, перегруппировка, и все по новой.

За все время работы и преподавания, мне приходится давать рекомендации, развивать процессы в компаниях, давать советы. Самый простой и верный это ставить себе маловыполнимые задачи, которые ставят тебя и коллег в ситуацию очевидного проигрыша, очевидного кризиса, но и дает задаче стать катализатором самых смелых идей, абсурдных мнений, которые уже не стоит обсуждать, а надо делать. Невыполнимые задачи мобилизуют все силы. Высокий уровень задачи, это тот нужный шок и стимул, чтобы стремиться вверх в профессии и жизни. Совет — делать!

тренировка

Хочешь результат, сомневайся, бойся, не обсуждай, не жалуйся, не оправдывай себя — делай. Бери на себя все. Твой риск, твои и правила. Клиент не может повлиять на сроки и бюджет, делай быстро и дешево. Не жди летной погоды, не жди команды сверху, будь сам импульсом, энергией и смыслом действия. Не примет клиент? А чего бояться? Крутая штука в портфолио, это всегда лучше, еще не факт, что ты потеряв клиента найдешь больше возможностей на рынке с хорошим уровнем дизайна и смелостью брать на себя право делать.

Делать это самый важный прием в дизайне, в обучении и жизни. Делать — это фактор влияния. Сделал плохо, но это лучше чем фантазировать, чем несостояться в физическом мире материальных ценностей. Духовная, ментальная свобода дает нам всем возможность действовать в ситуациях, когда принятие решений и время исключают возможность сомнений. Душа наша требует легкости, небесной прозрачности стремлений, надо жить легкостью трудного выбора. Трудно, невозможно это не шоссе, а тропинка для тех кто готов.

Спортивная винтовка при нажатии спускового крючка создает сопротивление в 0.4 кг, а боевая снайперская винтовка уже больше 1.5 кг, при заметно большем ходе движения пальца. Заметное усилие нажатия курка, спускового механизма это плата за условия и надежность. В первом случает принятое тобой решение не требует сопротивления, требует легкости и дает право на ошибку, на случайность, второй случай исключает случайность выстрела, здесь выстрел, как и решение это осознанный акт, это единственно верное решение, без эмоций, без рефлексии о случайном нажатии. Дизайн про это. про условия и оперативность решений.

подготовка бойца, тренировка в маскировке и длительном контакте, Кавказ. фото из личного архива

В дизайне лучше выстрелить в цель и промахнуться, чем долго целиться, сомневаться и упустить шанс. Снайпер должен уметь держать цель в поле зрения хоть часами, но потратить не больше 8 секунд на точный выстрел, после команды. Ждать, наблюдать, быть готовым к единственному шансу. Долгое наблюдение изнурительно, надо уметь моментально собраться, задержать дыхание, прицелиться, оценить билистическую обстановку (больше дюжины физических факторов, сила ветра, направление, температуру воздуха, угол, деривация) и успешно поразить.

1996- Таджикистан. Справа

Делать осознанно, значит брать на себя ответственность и когда ты решаешь делать, ты подтверждаешь, что сроки, объемы, условия и ресурсы для тебя уже не играют роли. Есть только цель и возможный, ускользающий с каждой секундой миг, миг когда ты понимаешь, что это невозможно, но поражаешь цель. Дизайн и жизнь и ее изменения поразительны в буквальном смысле. Важно поражать. Иногда важно поржать, ведь многие задачи нельзя принимать серьезно, это игра ума, ирония смыслов. Надо желать делать поразительное. Надо желать поражать цели. Делать, чтобы поражать. В крайнем случае поржать. Неподражаемо. Неподражаемо поражать.